МГУ им М.В. Ломоносова

Московский государственный университет им М.В. Ломоносова

Контакты

121357, Москва
ул. Кременчугская, 11
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+7 (499) 340 09 04

Social

Новости Лаборатории СУНЦ МГУ в RSS  Лаборатория на YouTube Мы на twitter Мы вконтакте

Инженерный марафон, или Как подготовиться к Балтийскому конкурсу за 6 дней

День 1

С сегодняшнего дня начинается наш марафон по подготовке к Балтийскому научно-инженерному конкурсу. В качестве проекта была выбрана платформа с функцией поддержания горизонтального положения и инновационной подвеской. Проект, было решено окрестить «Гироскопический стол». Предстояло сделать всю конструкцию с нуля, а так же подтянуть знания в электронике и программировании. Ажиотаж был весьма велик, ведь проект достойный, смущало только количество времени, которое оставалось для подготовки. Всего 5 дней отделяет ребят от поездки в Санкт-Петербург, а сделать надо очень много. Единственным нашим спасением было то, что в школу СУНЦ МГУ прибыли новые 3D-принтеры PICASO PRO250, которые могли помочь нам ускорить процесс создания проекта.

12

В первый день сделано было не много, ведь никто еще не осознает всю серьезность ситуации, ни у кого не было понимания сложности проекта. Обсудив все нюансы и утвердив конструкцию, все благополучно разошлись по домам.

Ночью произошло самое интересное: как не в себе ребята стали активно работать, что-то обсуждать в чате. Все это я увидел только утром, потому что, придя с работы, я очень быстро уснул с мыслью, что проект будет быстро собран и заработает.

День 2

Второй день начался очень рано, в 9:00 в Лаборатории Научного Творчества кипела работа. Глаза ребят были полны энтузиазма.

34

Каждый выполнял свои задачи: пока одни занимались электроникой, другие работали над механикой.

5

Несмотря на то, что ребята только начали изучать программу для 3Д-разработки SolidWorks и среду программирования Arduino, к концу рабочего дня были подготовлены к изготовлению первые модели подвески и детали для самого «гироскопического» стола. Так же была написана первая программа для горизонтальной стабилизации платформы.

День 3

Третий день - среда. Работа вновь началась с самого раннего утра. Еще общежитие СУНЦ МГУ не проснулось, а готовые к "бою" ребята уже корпели над проектом. В этот день началась работа над реализацией моделей, запустили 3D-принтеры, которые придавали нарисованным деталям физическую форму. Помимо работы над самим проектом ребятам приходится работать и над его презентацией. Пока принтер печатает, ребята готовят стенд для конференции. Получается непрерывный процесс подготовки, включающий физическую и теоретическую части.

6

К окончанию дня был готов первый узел установки - подвеска под колесо, выполненная в единственном экземпляре. И вот, как только все детали были собраны воедино, выявились первые проблемы: некачественные амортизаторы не давали такой плавности хода, как хотелось, а крепление мотора не достаточно хорошо держало двигатель на своем месте. Немного взгрустнув, ребята завершили работу и отправились доделывать проект в свои пространства, кто в общежитие, кто домой.

День 4

Начало четвертого дня подготовки ничем не отличалось от предыдущих двух. С самого утра ребята уже сидели в Лаборатории и усердно трудились. Принтеры вновь задавали ритм своим космическим звуком. Сегодня они уже печатали новые исправленные детали для установки.

7

Свершилось! После того, как принтер закончил печатать последнюю загруженную в него деталь, все дружно ринулись собирать уже вторую версию подвески. И снова проблема с амортизаторами. Но ребята не отчаивались, ведь еще есть пара дней, а в пятницу должны прибыть новые детали. Было принято решение сделать оставшиеся 3 узла подвески по такой же системе, но из-за недостатка времени оставили это занятие до следующего дня.

День 5

На пятый день инженерного марафона у всех начало появляться желание все бросить и пойти спать, но с пониманием того, что осталось сделать всего немного, ребята продолжали работать. Бонусом для повышения настроения стало прибытие партии амортизаторов, которые тормозили весь процесс сборки. Данные детали были интегрированы в готовый узел подвески. О, Чудо! С новыми амортизаторами все работало так, как должно, оставалось одно – несущая платформа. Все понимали, что делать ее вручную долго и трудно.

89

Решено было вновь обратиться к новым технологиям ЧПУ и изготовить платформу с помощью лазерной резки. В качестве поставщика услуг выступил Научный парк МГУ, который с радостью согласился помочь ребятам в их нелегком деле.

1011

В восьмом часу вечера ребята прибыли в помещение Научного парка, там они увидели огромное количество инженерного оборудования, но рассматривать его времени не было, так как было необходимо все сделать и до положенного срока добраться обратно в СУНЦ. В конце дня у ребят получилось сделать платформу и доделать плакат.

День отъезда

Шестой день – день отъезда. В 22:00 ребята должны сесть в автобус с собранными вещами, но даже это не может отбить желание у детей доделать начатое. Работа началась вновь с 9 утра, теперь было понятно, что принтеры не остановятся ни на секунду, после завершения одних процессов на них запускались новые. Как они пережили этот день, до сих пор не понятно, ведь работа на них продолжалась до восьми вечера без перерыва. И вот долгожданная победа: к 20:00, как только с принтера была снята последняя деталь, была собрана установка. «Гироскопический стол» обрел физическую форму. Вся электроника была установлена на место. Ребята с облегчением вздохнули и пошли собираться в поездку. После сборки вещей ребята вернулись в лабораторию, где провели небольшой анализ всего того, что происходило за последние 5 дней. Как оказалось, все делалось на одном дыхании, поэтому анализировать все произошедшее не было времени. К счастью, все получилось! Да, были недочеты по работе: да, что-то некорректно работало, но несмотря ни на что, проект был сделан. Титанические усилия, которые были приложены для реализации проекта, не пропали зря.

1213

С чувством выполненного долга, мы сели в автобус и отправились на вокзал, чтобы там сесть на поезд Москва-Санкт-Петербург и уехать на «Балтийский научно-инженерный конкурс», для демонстрации работы высококвалифицированному жюри.

Результаты

О поездке в Петербург можете прочитать в другой статье, потому что речь в этой статье идет непосредственно о проекте и его участии в конкурсе. Стендовая конференция является одним из сложнейших видов презентации своей работы. Ребятам требовалось выдержать прессинг со стороны научного, учительского, молодежного и бизнес-жюри.

1415

Представителей каждой делегации интересовали разные аспекты работы. Одних интересовала подвеска (как, на чем, из чего сделана?), других волновали процессы, происходящие в недрах микроконтроллера, звучали вопросы: «Сами написали программу?», «А что будет, если я вот так сделаю…?», «А она точно работает?», все эти натиски были с достоинством выдержаны и «отбиты». С бизнес-жюри было немного проще, их интересовало непосредственно коммерческое использование и рентабельность проекта, но и на эти вопросы были получены четкие ответы. Ничто не могло сломить дух и настрой ребят, которые действительно всем своим естеством доказывали, что их проект лучший и достоин наград.

1617

Конкурсный день завершен, все довольные возвращаются в гостиницу в ожидании награждения. В день награждения ребята были на нервах, работы соперников были на высоком уровне, поэтому конкуренция была сильная. С самого утра ребята не могли найти себе места, ведь именно на награждении и решится судьба их проекта, именно сегодня они увидят, насколько их оценило профессиональное жюри конкурса. На этой ноте инженерный марафон закончился, ребята получили море эмоций, массу полезной информации, опыта, навыков и т.д. Надеемся, что это предаст ребята уверенность в своих силах и сподвигнет их к новым свершениям.

Научный руководитель Панков С.А.

18